В своей работе оператор использует виды света: рисующий, заполняющий, контровой, моделирующий, фоновой, также можно использовать три разных способа получения вида света: направленный, отражённый, рассеянный.
1.Рисующий свет
Это свет приборов направленного освещения. Основная техническая задача заключается в том, чтобы на предметах, фигурах, лицах героев появился светотеневой рисунок. Рисующий свет, легко разделяя световую и теневую стороны объекта, хорошо выявлять объем, форму и фактуру. Объект съемки отбрасывает тень (“падающую тень) на другие объекты, пол, стену и т.д. Такое освещение мы наблюдаем в солнечную погоду, когда солнечные лучи, освещая предметы, образуют на них светотеневой рисунок. Вместе с тем при помощи приборов рисующего света в павильоне создаются и другие эффекты освещения.
В нашей жизни – в помещении или на натуре – непременно присутствует какой-либо световой эффект. Даже в ненастную погоду в комнате ощущается эффект пасмурного освещения из окна. И такой эффект воссоздается в павильоне при помощи рисующего света. Поток этого света будет широким, соразмерным с площадью окна, а тени, например на лице человека, будут более “мягкими”, чем тени от света свечи или керосиновой лампы, эффект от которых также создается приборами рисующего света.
Рисующий свет освещает основную часть объекта съёмки, и проявляет его характер (если это человек) и (или) фактуру (если предмет).. рисующий свет рисует посредством теней, и различной тонопередачи поверхности. Он может давать разное по характеру теней освещение — тени могут быть глубокими, резкими (работает больше фактура — освещение светотеневое).. или мягкими, и плавными (работает тонопередача — освещение светотональное).. всё определяется размером светоизлучающей поверхности — если у нас световой прибор точечный, то и тени от него будут резкими. Если же прибор с большой площадью, то тени будут мягкими.. классический пример — Дедолайт DLH4, и софтбокс — первый служит для создания глубоких теней, а второй — для мягких, разбеленых.. обычный строительный галоген — не шибко направленный, но точечный прибор прибор — однако его можно превратить в некое подобие софтбокса! Для этого достаточно поставить по ходу его света марлю в два слоя, или же отражатель, и освещать отражённым светом — таким образом мы искусственно увеличиваем его площадь. Рисующий свет как правило устанавливают спереди, сверху и под углом в 30-45 градусов к снимаемому объекту — ибо так мы имеем хорошие тени вниз и в сторону — прорисовывается нос, губы и брови. Попробуйте провести эксперимент — возьмите обычную накамерную лампу на шнурке, посадите перед собой свою жену и поводите перед ней лампочку — попробуйте изменять положение прибора в пространстве — самый интересный результат выйдет именно с верхне-боковым расположением источника света .. тогда как нижнее расположение даст нам ужасающую картину — такую схему раньше использовали в фильмах ужасов! Положение источника света не является догмой — его можно варьировать исходя из задач и типа лица — если у человека глаза сильно запавшие, или очень длинный нос, то не стоит сильно задирать вверх и в сторону свет — мы получим круги под глазами и тень от носа залезет на губы — это недопустимо. Хорошим тоном в кино считается поставить свет так, чтобы одна половина лица была освещена полностью, а на второй половине сделать аккуратный треугольник света под глазом — тень от носа уходит на тёмную сторону лица. Хотя можно и просто лёгкую тень от носа вниз, и от губ сделать — всё зависит от ваших задач! Если вы снимаете интервью для ТВ, то лучше не использовать кардинальные, КИНОШНЫЕ схемы — лёгкой тени от носа, чтобы на губу не залазила, и лёгкую тень от губы (шириной в половину нижней губы) будет достаточно. Очень важно — один объект — один источник рисующего света !!! если примените два и более источника — получите множественные тени.. а если поставите их по разные стороны от камеры — можете смело нести это в мусор.
2.Заполняющий свет.
Это свет, который равномерно заполняет все пространство декораций. Для его создания используются приборы рассеянного света или экраны, затянутые белым материалом и освещенные (на просвет или на отражение) электроосветительными приборами. Достаточная освещенность в каждой точке снимаемого пространства помогает выявлению пластических форм предметов и движущихся фигур, подсвечивает тени на лицах актеров, способствуя эмоциональному восприятию психологического состояния героев. Можно подсветить тени объекта съемки, не используя свет, заполняющий все пространство декорации. Для этого применяется прибор направленного или рассеянного света, поставленный рядом с камерой. Изменяя интенсивность света этого прибора, регулируют освещенность тени, создавая необходимый оператору контраст.
Заполняющий свет — разбеливает тени, смягчает их.. выравнивает контраст.. управляемым источником заполненяющего света очень удобно определять контраст — даже используя точечные приборы, можно уменьшить контраст.. классический источник заполняющего света — большой софтбокс, установленный прямо около камеры, с противоположной стороны от рисующего света. Или же большой матовый отражатель, в который светят точечным прибором (но так, чтобы площадь светоизлучения была большая).. Заполняющий свет не должен создавать паразитных теней — именно потому его надо устанавливать рядом с камерой, и потому он должен быть большим по площади!!!
3.Контровой (контурный) свет.
При освещении объекта сзади на нем возникает световой контур, обрисовывающий фигуру и хорошо отделяющий ее от фона. Световым контуром отлично подчеркиваются архитектурные формы: лестницы, колонны, пилястры, а также детали обстановки – тумбы, драпри и т.п. Контровой свет способствует ощущению глубинности пространства, хорошо отделяя первоплановые фигуры от второго плана и фона, и в этом своем качестве он – не только средство выразительности, но и инструмент преодоления двухмерной плоскости экрана. Вместе с тем контровой свет, неправильно используемый, может привести и к нежелательным результатам.
Существует немало фильмов и передач, где контровой свет использован чисто формально.
Например, эпизод из фильма о Великой Отечественной войне. Землянка. Два офицера сидят за самодельным столом, рассматривая карту. Горит коптилка – фитилек в гильзе от снаряда. Совершенно определенный источник эффектного света – коптилка. А на героях – великолепный световой контур, возникший неизвестно откуда.
Подобное немотивированное использование контрового света может породить у зрителя недоверие к фальшивому изображению, и это недоверие может распространиться на фильм в целом – на его драматургию и на его идею.
Снимая реалистический фильм, необходимо использовать контровой свет аргументирование, чтобы изображение было достоверным и не вызывало вопросов у зрителя.
Контровой свет — создаёт контур объекта, отрывает объект от фона — придаёт объекту объём, форму.. устанавливается чётко сзади объекта, можно под углом в 10-20 градусов.. желательно сверху, хотя возможны вариации.. желательно ставить так, чтобы создавать контур не только на голове, но и на плечах и туловище. Как правило — точечный прибор.. если мощность контрового прибора превосходит возможность рисующего, тогда контровой свет переходит в контражур — волосы светятся аж до пересвета, а плечи выбелены.. в некоторых случаях считается браком.. может быть обосновано задачей.
Контровое освещение направлено навстречу лучу камеры. Оно освещает объект сзади. В этом случае на границах предметов и фигур возникает светлый ореол – световой контур
Чаще всего в практике используется верхнее контровое освещение, так как при малых углах падения лучей света возникает серьезная опасность засвечивания объектива камеры. Однако возможно и нижнее контровое освещение, но в этом случае источник света должен быть скрыт от камеры непрозрачными предметами (предметами обстановки и т. д.). Контровое освещение применяется главным образом для подчеркивания форм предметов и фигур, расположенных в пространстве объекта с задачей их отделения (световым контуром) от других предметов в кадре и фона. Это возможно даже тогда, когда предметы и фон имеют одинаковую тональность. Воздух, особенно при задымлении, высвеченный контровым светом, начинает светиться, что подчеркивает на экране пространство даже в небольших помещениях или декорациях.
Источники контрового освещения могут создавать на пленке ореолы и засветки, если не предохранить объектив от прямого попадания света от осветительных приборов. Для этого нужно пользоваться блендами на объективах и шторками на осветительной аппаратуре. Контровое освещение обычно используется в сочетании с другими видами освещения и является одним из элементов системы общего освещения объекта съемки.
Бликующее освещение отличается от контрового тем, что источник света находится не прямо против камеры, а под некоторым острым углом к ее оптической оси; благодаря этому световой контур в изображении с одной стороны объекта получается большей ширины. Бликующее освещение применяется в подавляющем большинстве случаев в системе общего освещения. Оно названо бликующим потому, что на объекте образуется довольно широкий блик сзади-сбоку, более широкий, чем световой контур при контровом освещении.
4.Моделирующий свет.
Моделирующий свет применяется для тончайшей световой обработки лица или крупных деталей. Направляя узкие пучки света линзовых приборов на фигуру или лицо актера, можно получить небольшие пятна и блики, усиливающие ощущение объема и подчеркивающие психологическое состояние героя. Такая светотональная моделировка часто бывает необходима при съемке особенно крупных планов. Подсветка глаз, световой акцент на ордена, на украшения, диадему, браслет или даже кольцо на пальце, блик на локоны вьющихся волос и т.п. – для этих целей моделирующий свет незаменим.
Моделирующий свет — создаёт рефлексы на объекте, подчёркивает нюансы и дополняет рисующий свет. Хороший тон — посадить на волосы блик, лёгкое пятно света.. или же на тёмной стороне лица скользящим светом подсветить скулу и шею.. можно с помощью моделирующего света проявить фактуру одежды, подчеркнуть материал.. располагается сзади объекта, под углом в 30-60 градусов от оси камеры и вверх на те же 30-60 градусов.. может быть как точечным, так и широким — зависит от задачи.. часто дополняют светофильтром — к примеру, так имитируют свет от окна (синий фильтр), или от торшера (оранжевый фильтр). Моделирующий свет должен быть установлен так, чтобы не залазить на нос — это считается браком!!!
5.Фоновой свет.
Задача фонового света – создать живописный фон для актеров, обрисовать архитектурные формы декорации и выявить глубину пространства. Из-за расстояния между фоном и моделью при использовании, например, одного источника освещения, фон оказывается затемненным. Фоновой свет ставится таким образом, чтобы можно было снимать общие, средние и крупные планы без перестановки осветительных приборов. С помощью фонового света можно воспроизвести, например, эффект рассвета в оконном пространстве декорации просторной парадной залы с огромными окнами и цветущим садом за ними. Или эффект заката…
Фоновый свет — освещает фон.. в некоторых случаях работает по правилам рисующего света (если фон имеет сложный рельеф, и на этом можно поиграть), но чаще это простое освещение.. хорошим тоном считается осветить не весь фон, а только частично — повесить на фон пятна, полосы.. возможно использование светофильтров. Яркость фона не должна превышать яркости объекта! Хотя возможны и исключения.. как правило, оптимальный фон немного темнее, чем лицо..
Итак, в арсенале оператора пять видов света, всего пять: рисующий, заполняющий, контровой, моделирующий, фоновой. Как будто совсем немного, но это только на первый взгляд. Нужно учесть два обстоятельства:
* во-первых, каждый из этих пяти видов света может ощутимо меняться по интенсивности, создавая совершенно различные “соотношения” между фигурой и фоном, между светом и тенью на лице и т.д.;
* во-вторых, каждый из этих пяти видов света может быть цветным. А количество цветов и оттенков – неисчислимо.
Таким образом, если принять во внимание эти обстоятельства, свето-цветовая палитра предоставляет оператору безграничные изобразительные возможности. Поэтому, имея возможность использовать пять видов света, операторы нередко ограничивают себя двумя-тремя. Например, используются только заполняющий свет (на лицо) и фоновой. К этой паре можно добавить контровой источник и получить интересное световое решение.
Или портрет снимается с резким контрастом между светом и тенью на лице, т.е. без использования заполняющего света, подсвечивающего тени. При этом может возникнуть “прилипание” теневой, неподсвеченной части лица и фигуры к темному фону. Чтобы этого не произошло, необходимо с помощью контрового света “отделить” Фигуру от фона либо использовать правило “чередования тонов” (темное – на светлом, светлое – на темном), т.е. “положить” на фоне световые пятна за теневыми частями фигуры. Тогда объект съемки будет хорошо “читаться”. Резкий светотеневой контраст на лице смягчается диффузной насадкой на объективе.
Фон может быть светлым или темным, цветным или ахроматическим, ровно освещенным или пятнистым. Независимо от этого фигуры и предметы должны всегда хорошо “читаться” на фоне, не сливаться с ним, не “прилипать” к нему.
6.Как получить нужный светотеневой рисунок.
Светом на съёмке можно управлять или же использовать то, что есть вокруг (солнце,тучи, тень и отражение от дома или окна). Как бы то ни было, оператор может использовать три разных по способу получения вида света.
Направленный свет.
К направленному свету на улице спокойно можно отнести солнце, которое довольно ярко светит на объект съёмки. Из-за этого свет на лице объекта как правило жесткий с характерным светотеневым рисунком. На видео, освещённые поверхности объекта будут иметь тона, соответствующие их цвету, и их фактура будет воспроизведена достаточно точно. Затенённые участки объекты выйдут глубоко чёрными. На них тона́ и фактура отсутствуют.
Отраженный свет.
Отраженный свет получается при отражении основного источника от какой-либо поверхности. Это может быть белое здание напротив объекта, окно, в которое светит солнце и даёт отражение на объект, серебристая поверхность или обычная выкрашенная в однотонный цвет стена. Поверхности белого и серебристого цвета не изменяют цветовую температуру (т.е. сохраняют естественные цвета). Цветные поверхности при отражении света от них дают цветные рефлексы, поэтому их нужно использовать с осторожностью. Отраженный свет по жесткости занимает среднее положение между направленным и рассеянным.
Рассеянный свет.
Рассеянный свет – это свет от основного источника, который проходит через полупрозрачные субстанции, прежде чем попасть на объект съемки. В качестве рассеивателя могут служить кучевые облака на небе, кусок полупрозрачной ткани, лист тонкой бумаги, занавески или профессиональные приспособления (зонты на просвет, софтбоксы и т.п.). Также рассеянный свет – это свет в тени в солнечный день. Рассеянный свет – наиболее мягкий, дающий плавные переходы между светом и тенью на объекте съемки